Рекомендации
для родителей
Значение родителей на
воспитание детей
«Характер
и нравственное поведение ребенка – это слепок с характера родителей, он
развивается в ответ на характер и их поведение».
Эрих Фромм.
«Все самое хорошее, что
связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьей», - писал основатель
Берлинского университета Вильгельм Гумбольт.
Под этими строчками
может подписаться любой человек. Однако и по сегодняшний день умы многих людей
занимает вопрос места и роли семьи в
обществе, ее значение в воспитании подрастающего поколения.
Мыслители прошлого
считали, что для воспитания недостаточно жить в добропорядочной семье, чтобы
быть самому добропорядочным, считалось, что таковым можно стать под влиянием
людей, которые тебя окружают, и которые тебе авторитетны.
В нашей стране многие
ученые и педагоги считали и считают , что только семья закладывает основы
нравственности, задачей же школы является обучение детей.
К.Д.Ушинский,
Л.Н.Толстой считали, что истинно воспитанный человек может быть в той среде , в
которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между
прошлым и будущим.
Такую возможность
человеку может дать только семья. В своих письмах Л.Н.Толстой писал, что невозможно воспитать
человека добрым, если он живет в обстановке всеобщей ненависти и злобы,
невозможно воспитать человека сильного волей там, где любое проявление
свободолюбия подавляется и уничтожается.
Сухомлинский писал, что
только отец и мать могут быть для ребенка величайшим авторитетом.
«Существует глубокая
связь поколений,- писал ученый, -ребенок – одно из звеньев тянувшейся в века
цепочки, и обрыв ее – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду
нравственных начал».
Заслуга Сухомлинского в
том, что он указал на общечеловеческие ценности. Он первым обратился к
процессам духовной жизни детей , путем создания необходимых условий для воспитательной деятельности родителей и
учителей.
Именно ему принадлежит
заслуга определения приоритетов нравственного воспитания в семье:
- постепенное обогащение ребенка знаниями;
- Умениями, опытом;
- развитие ума и
формирование отношения к добру и злу;
«Будет нравственное
воспитание – ребенок воспримет правила культурного поведения из среды , его
окружающей, возьмет пример с родителей…»
С.А.Соловейчик.( писатель и педагог).
Нравственные ценности ,
ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья – это особого рода
коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль.
Стать родителем зачастую
гораздо проще, чем состояться родителем. Если отец и мать стремятся постичь
науку отцовства и материнства, если демонстрируют свое разумное поведение и
поступки в качестве родителей, у них есть шанс добиться успехов и побед в деле
воспитания детей.
Известный педагог и
психолог И.С.Кон отмечает: «В глазах ребенка отец и мать выступают в нескольких
ипостасях: как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок
чувствует себя беззащитным и беспомощным; как власть, директивная инстанция,
распорядитель благ, наказаний, поощрений; как образец для подражания,
воплощение мудрости лучших качеств; как старший друг, советчик, которому можно
все доверять».
Сегодня мы достаточно
хорошо понимаем, что первые уроки «нельзя» и «можно» ребенок получает в семье.
К сожалению, первые уроки жестокости, безразличия ребенок также получает в
семье.
Т.О. перед нами
выстраивается иерархия: семья – ребенок – нравственность - поведение – поступок – семья.
-
Подготовила Зайцева Т.И.
учитель МБОУ «СОШ №10
|