«Согласовано»
«Утверждаю»
Руководитель ШМО
Директор МОУ "СОШ №10”
ДьячковаЕ.А.________ ______________
М.С.Султанова
« ___» _____________ 2011г.
«___»_____________ 2011г.
Приказ №
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
курса «ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ»
программу составил:
учитель
начальных классов
Зайцева Т.И.
Программа рассмотрена
на заседании
методического совета МБОУ "Средняя
общеобразовательная школа № 10”
«____» ___________________ 2011г.
Протокол №
г. Троицк
2011г.
Программа развития выразительной речи на
ступени начального общего образования
I РАЗДЕЛ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе Примерной программы
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального
общего образования, Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта
начального общего образования 2009
г, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России.
Программа
разработана с учётом культурно-исторических, этнических, запросов семьи. В
программе определены задачи, ценности, содержание, планируемые результаты, а
также формы воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй,
учреждениями дополнительного образования.
В программе представлена организация
работы по формированию правильной и выразительной речи младшего школьника. Данная
программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.
В её основу заложена идея вооружения
учащихся культурной, выразительной речью. Умение говорить ещё более важно,
чем умение писать.
Практика показала, что наиболее
целесообразно идти от устной речи к рассказыванию и от него к выразительному
чтению.
Выразительное чтение в условиях школы
есть художественное чтение. Художественное чтение является исполнительским искусством,
задача которого – превратить слово написанное в слово звучащее.
Ясная и правильная передача мыслей
автора - первая задача выразительного
чтения.
II РАЗДЕЛ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
КУРСА
Настоящая программа позволяет показать
учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова.
Воспитание интереса к изучению мира
слова должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания в области
родной речи, совершенствовать свою речь.
Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная
деятельность. Поэтому особое внимание
на занятиях кружка следует обращать на
задания, направленные на развитие речи
учащихся, на воспитание у них чувства языка.
Технология реализации образовательной программы.
Приёмы и методы обучения.
Для достижения поставленных целей и задач необходимо
использовать различные формы и методы, которые способствуют наиболее
эффективному усвоению материала.
Основным предметом изучения и овладения на занятиях
кружка является выразительность чтения.
Знакомство с устной речью естественно начать с
рассмотрения речевого аппарата и работы над ним. Эта работа включает в себя
дыхательную гимнастику, работу над дикцией.
Одним из этапов работы является логический анализ
текста и расстановка логических ударений. Одновременно делаются упражнения над
интонацией.
Знакомство со сценической грамотой, с основами
искусства актёра помогает возникновению творческого процесса, развивает общие
художественные специальные способности.
Важным приёмом является личный пример. Учитель влияет
на учеников прежде всего своим примером. Его речь должна быть ясной, чёткой и
выразительной. Недаром А.С.Макаренко считал речь основным элементом
педагогической техники.
На занятиях кружка должна быть создана атмосфера
доброжелательной критики. Постоянный анализ, обсуждение итогов помогает
добиться желаемого результата.
Мероприятия, традиции школы, атрибуты, направленные на
реализацию программы «Выразительное чтение»:
День знаний, День Земли, День воды, Благотворительная
акция «Помоги семье», Дни здоровья, Праздники «Посвящение в первоклассники»,
«Прощай, начальная школа», «Прощай, азбука».
«Последний звонок», «Вечер встречи с выпускниками»,
«Ура! Каникулы!», «Звездная дорожка»; КТД: « День школьника»,«Новый
год».Конкурсы « Самый, самый, самый» ,«Ученик года».
Экскурсии в театр; конкурсы чтецов, творческие вечера,
встречи с ветеранами, поздравление ветеранов.
.
Внешкольная деятельность основана на деятельности
обучающихся в различных центрах дополнительного образования города (Музыкальная
школа, Школа искусств, Центр детского
творчества);
на предоставлении
дополнительного образования в рамках договоров о сотрудничестве с центрами дополнительного образования, расположенными
в микрорайоне школы: «Орлёнок», «ДЮЦ»,»ЦДБ» и т. п. Сотрудничество с
учреждениями допобразования позволяет
включать такие виды творческой деятельности как:
- мастер классы по речевому
этикету;
- развивающие занятия культуре общения;
- познавательно - развлекательные
представления, кукольные представления;
- народные и календарные праздники.
Формы проведения занятий: урок- фантазия,
игра - общение, деловые игры, пьесы
-миниатюры, выступления перед зрителями.
Взаимодействие с семьей.
Программа предусматривает следующие виды и формы работы с семьей:
1. индивидуальные
консультации, педагогами, классными руководителями по вопросам речевого
этикета;
2. издание памяток для
родителей по вопросам развития речи;
3. участие родителей в
подготовке к праздникам, конкурсам, концертов;
4. помощь в организации
экскурсий, поездок
5.просвещение родителей
через размещение информации на сайте школы, создание информационных стендов,
книжных выставок:
- о
нормативно – правовой базе по воспитанию
ребенка,
- о литературе для родителей в библиотеке
школы;
-
о режиме работы школы;
- книжные выставки в
библиотеке школы по вопросам семейного воспитания;
- индивидуальные консультации по
подбору литературы.
6.Поощрение родителей, активно участвующих в работе
кружка «Выразительное чте-
ние», по итогам года, итогам проведения акций,
различных мероприятий.
III РАЗДЕЛ. ОПИСАНИЕ КУРСА В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на двухгодичный курс развития речи учащихся младших
классов. Возраст учащихся первого года обучения – 1 - 2 классы, возраст
школьников второго года обучения – 3-4 классы. Курс рассчитан на 35 часов в год
(1 час в неделю)
IV РАЗДЕЛ. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА
Ценностные установки программы
на ступени начального общего образования:
- увлеченность искусством
чтения;
- любовь к художественной литературе вообще и
увлеченность отобранным для
|