«Согласовано»
«Утверждаю»
Руководитель ШМО Директор МБОУ«СОШ
№10»
______ Е.А Дьячкова ___________ М.С.Султанова
« ___» сентября 2011г. Приказ № ____ от
«___» сентября 2011г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Учебно-исследовательская
деятельность младших школьников»
класс: 1 «Б»
Программу составила:
Зайцева
Т.И.,
учитель начальных классов
Программа рассмотрена
на заседании
методического
совета МБОУ «СОШ № 10»
протокол
№ ____ от
«____»
___________________ 2011г.
г.
Троицк
2012г.
Раздел
I.
Пояснительная записка
к
курсу «Учебно-исследовательская деятельность младших школьников»
в
1 «Б» классе на 2011-2012 учебный год
Под проектом
понимается комплекс взаимосвязанных действий, предназначенных для достижения
определенной цели в течение заданного периода времени в рамках имеющихся
возможностей.
Среди педагогических технологий,
обеспечивающих сотрудничество между
учащимися, самообразование и саморазвитие, на наш взгляд, особое место занимает
проектная деятельность учащихся. Проектная деятельность основывается на
интересах школьников, приносит им удовлетворение, а значит,
личностно-ориентирована на каждого ребенка.
Под проектной деятельностью понимаются
разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
1)
направлены на достижение конкретных целей;
2)
включают в себя координированное выполнение
взаимосвязанных действий;
3)
имеют ограниченную протяженность во времени, с
определенным началом и концом;
4)
в
определенной степени неповторимы и уникальны.
Цель работы над проектами в начальной школе:
реализация детьми своих способностей и потенциала личности.
Задачи:
1.
Формирование позитивной самооценки,
самоуважения.
2.
Формирование навыков диалогового общения и
социального взаимодействия.
3.
Развитие способности чуткого отношения к людям,
сопереживания.
4.
Формирование социально приемлемых форм
поведения.
5.
Воспитание целеустремленности и настойчивости.
6.
Формирование умения самостоятельного и
совместного принятия решений.
7.
Формирование умения решения творческих задач.
8.
Формирование навыков организации рабочего
пространства и использования рабочего времени.
9.
Формирование умения работы с информацией (сбор,
систематизация, хранение, использование).
Раздел
II. Общая
характеристика
Новое время ставит перед педагогом новые
задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Одним из таких решений
является учебно-исследовательская деятельность, которая является творческим
уроком. Современные технологии обучения закладывают основы исследовательской
деятельности как неотъемлемой составляющей образовательного процесса в
начальной школе. Урок–исследование (проектирование) позволяет ставить серьезные
проблемные вопросы, исследовательские задачи. Успех выполнения таких задач
формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции.
Необходимые условия для
успешной реализации учебно-исследовательской деятельности:
- взрослые не должны навязывать
тему исследования или проекта;
- совместно с учащимися наметить
цель и план учебно-исследовательской деятельности;
- определить направленность
деятельности;
-дать возможность детям
самостоятельно осуществлять деятельность, ненавязчиво сопровождая их в
деятельности;
- создать атмосферу творчества
и содружества.
Особенностью
работы над проектом младших школьников является:
·
Важность, чтобы выбору проекта предшествовала
"вспышка интереса” как побуждающее событие. Ребенок должен быть заинтересован в
работе над проектом.
·
Отсутствие у малышей постоянных увлечений - их
интерес ситуативен, поэтому если тема уже выбрана, приступать к выполнению надо
немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере
мотивации к работе, неудачному результату, незаконченному проекту.
·
Отсутствие у младших школьников способности
долговременно и целенаправленно работать в одном направлении требует
максимально возможного, дидактического, информационного и материального
обеспечения прямо в школе.
·
Для учащихся младших классов наиболее приемлемы
следующие типы проектов: проекты-наблюдения, проекты-рассказы, проекты-игры,
экскурсионные проекты.
Программа
курса предусматривает следующие разделы:
· выбор
проекта;
· планирование
· подбор
нужного материала;
· работа с
энциклопедическими источниками;
· практическая
деятельность;
· презентация.
|