Зайцева Татьяна Ивановна
учитель начальных классов МБОУ «СОШ №10»
25.11.2011
ТЕХНОЛОГИЯ
КОНСТРУИРОВАНИЯ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ
Мастер
– класс
Послушайте стихотворение
поэта Валентина Берестова.
У
маленьких учеников
Спросил
художник Токмаков:
«А
кто умеет рисовать?»
Рук
поднялось – не сосчитать.
Шестые
классы. Токмаков
И
тут спросил учеников:
«Ну,
кто умеет рисовать?»
Рук
поднялось примерно пять.
В
десятом классе Токмаков
Опять
спросил учеников:
«Так
кто ж умеет рисовать?»
Рук
поднятых и не видать.
А
ведь, ребята, в самом деле
Когда-то
рисовать умели,
И
солнце на листах смеялось.
Куда всё это подевалось?
У современного учителя
есть множество возможностей для того, чтобы избежать столь печального развития
событий. Один из эффективных способов формирования самостоятельности и развития
познавательных умений – метод
проектов.
Методический
паспорт проекта (Приложение
№1)
Название
проектной задачи
|
Мир
глазами животных
|
Предмет
|
Литературное чтение
|
Класс
|
2 или 3
|
Тип задачи
|
Предметная рефлексивная одновозрастная
|
Цели и педагогические
Задачи (педагогический
замысел)
|
1.Использование
предметных знаний в модельной
(квазиреальной) ситуации
2.Развитие навыков
сотрудничества в малых одновозрастных группах
|
Знания, умения и способы
действий, на которые опирается задача
|
1.Владение понятием « точка зрения».
2.Умение преобразовывать
художественные тексты от лица героев.
3.Умение удерживать и решать поставленную авторскую задачу.
|
Общеучебные умения
|
1.Работа в малой группе (коммуникативная
компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками
группы в соответствии с общей структурной задачи и возможностями участников,
взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль.
2. Работа с разными видами текстов, умение выделять
существенную информацию, зашумленную несущественной
|
Планируемый педагогический
результат
|
Демонстрация учащимися:
1.Усвоения предметного
материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;
2.Умения, работая в малой
одновозрастной группе, создавать конечный «продукт» - набор иллюстрированных
текстов, объединенных общей темой и позиционностью изложения
|
Способ и формат оценивания
результатов работы
|
Оценка взаимодействия
учащихся при работе в малой группе проводится путем в виде экспертного листа.
Получившийся в ходе работы
«продукт» предлагается для оценивания другой группе через оценочный лист с
заданными критериями
|
Оборудование и материалы
|
Набор текстовых заданий в
нескольких вариантах, листы ватмана, карандаши, фломастеры, ножницы, клей
|
Комментарий учителя
Проектирование. В начальных классах
учащиеся еще не умеют работать с научно-познавательной литературой, выделять
главное, систематизировать, делать обобщения, планировать свою деятельность,
они только приступают к поисково-исследовательской работе. От учителя
потребуется такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а
направить их на самостоятельный поиск. Большого внимания требует и процесс
осмысления, целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в
том или ином проекте, постановки учебной цели по овладению приёмами
проектирования.
Роль учителя. Специфика
исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической
направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя
– увлечь детей, а также их родителей в исследовательской деятельности, вселить
уверенность в своих силах. Они вместе делают фотографии, выполняют несложные
исследования по наблюдению, помогают подбирать информацию для теоретического
обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы.
В учебном проекте
степень активности и самостоятельности учеников и учителя на разных этапах
можно представить в следующей схеме:
|