Пятница, 10.05.2024, 11:35
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя начальных классов Зайцевой Татьяны Ивановны


Категории раздела
Описание опыта работы [1]
Описание опыта работы
разработки уроков [4]
разработки уроков
анкеты, опросники, тесты [6]
анкеты, опросники, тесты
мои наработки проектной и исследовательской деятельности учащихся [9]
мои наработки проектной и исследовательской деятельности учащихся
примерные задания [1]
примерные задания
программы ИГЗ, кружка, [3]
программы ИГЗ, кружка,
работа с родителями [6]
работа с родителями
результативность [2]
результативность
этапы диагностики методика оценивания [2]
этапы диагностики методика оценивания
Портфолио [2]
Портфолио
технология построения проектных задач [1]
технология построения проектных задач
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Из опыта работы » Описание опыта работы

Описание педагогического опыта: "Создание условий для развития у детей активной познавательной потребности"
[ Скачать с сервера (293.0 Kb) ] 30.01.2013, 14:20

Описание педагогического опыта

Создание условий для развития у детей активной познавательной потребности

Одаренность человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли
и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать всё, чтобы он вырос
и дал обильный плод.
В.А.Сухомлинский

Актуальность опыта

В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно в случае роста интеллектуального уровня людей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.
Образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность широкого выбора спектра занятий, направленных на развитие школьника (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, олимпиады, школьные научные общества, соревнования, исследования и пр.)
(Из материалов ФГОС)

 

Смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационно-техническое пространство нынешнего века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.

Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей (включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми.

 К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества "хорошая школа”?

  • Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
  • В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
  • В школе должны быть свои традиции.
  • Школа должна давать современное образование.
  • В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Именно поэтому так важно определить основные формы работы, используемые  в педагогической практике, которые развивают у  детей активную познавательную позицию.

Условия формирования опыта

Многолетний опыт  убеждает меня в том, что современная школа требует от учителя подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: "Способности – объяснение вашего успеха”.

Становлению и последующему обобщению опыта по выбранной методической теме предшествовали:

           1.осознание актуальности  проблемы формирования и развития детей с выраженной познавательной активностью на начальном этапе обучения;

          2.прохождение курсов повышения  квалификации, так как  сам учитель должен быть непременно талантливым, способным к творческой деятельности, профессионально грамотным, интеллигентным, умелым организатором, психологом, владеющим передовыми педагогическими технологиями;

          3.многолетняя собственная работа над методическими темами: «Технология конструирования проектных задач», «Актуализация проведения проектной деятельности», «Работа с талантливыми детьми в рамках проекта «Одаренные дети», а также анализ  психолого – педагогических статей Савенковой А.И.,  А.Ф.Лазурского, И В.Г.Грязновой и В.А.Петровского, А.М.Матюшкину, Кузнецова Л.Г., Ю.М.,Л.С.Выгодского , Дж.Рензулли и др.

(личный сайт tr10zajceva.ucoz.ru)

 

Перспективность опыта

Выявление одаренности и развития  по-прежнему остается загадкой для большинства учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Между тем анализ психолого – педагогической литературы позволил выявить противоречие между высокими требованиями государства и образовательным процессом в массовой начальной школе, между специфичностью подготовленности детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.

Одарённость – это не врождённое, а приобретённое качество, которое может как появиться и развиться, так и исчезнуть. Для поддержания одарённости человека необходима целенаправленная системная работа.    

В систематизацию деятельности  педагога по организации работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательном учреждении входит:

       - выявление одаренных и талантливых детей;

       - помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности;
       - контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников;

      - поощрение одаренных детей;

      - работа с родителями одаренных детей;

      - работа с преподавателями

 

Практическая значимость опыта  заключается в том, что:

- опробированные  педагогические приемы создают площадку по выявлению и развитию детей с повышенной активной потребностью;

-  показаны пути решения формирования мотивированными детьми реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;

- деятельность педагога и его роль в сопровождении  индивидуального развития учащихся с опорой на выявление и поддержку сильных сторон (талантов) личности ребенка.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили тему работы

 – «Создание условий для развития у детей активной познавательной потребности»

Цель работы – оптимизация внедрения методов работы с детьми, у которых выражена установка  на активную познавательную потребность на начальной ступени образования.

 

 

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1.Проанализировать психолого – педагогическую литературу в свете важности  выявления незаурядных способностей детей и определения понятия «одаренные дети».

 

 

1.     Систематизировать приёмы обучения, направленные на формирование способностей и склонностей учащихся с активной познавательной потребностью в начальной школе на разных этапах.

 

3.Описать педагогические приемы,  способствующие  формированию интеллектуальных, познавательных интересов и их результаты.

4.Экспериментально проверить процесс формирования  творческих и индивидуальных возможностей, личностных  качеств,  а так же интересов и способностей ученика на начальном этапе учебной деятельности.

Объект исследования.

Психолого – педагогические условия работы с детьми с личной активной познавательной потребностью.

Предмет исследования. Процесс формирования модели  работы с детьми, у которых  выражен  уровень познавательной активности.

Гипотеза.  Предполагаем, что процесс формирования  творческих и индивидуальных возможностей, личностных  качеств,  а так же интересов и способностей ученика будет более эффективным, если  развивать их постепенно и целенаправленно.

 

Методы:

- анализ и синтез

- наблюдение (включение)

-моделирование

 

 

Адресная  направленность

Опыт может быть использован:

- при планировании  урочной и внеурочной деятельности учителями начальных классов  в целях сопровождения индивидуального развития учащихся с опорой на выявление и поддержку сильных сторон (талантов) личности ребенка;

- студентами педагогического колледжа во время прохождения  преддипломной педагогической и воспитательной практики;

-при планировании воспитательной работы классными руководителями

Трудоёмкость опыта:

Для эффективного внедрения данного опыта учитель, прежде всего, сам должен  стремиться повышать заинтересованность и ответственность за личную активную познавательную позицию каждого ребенка. Организация такого воспитательного и образовательного  процесса требует от учителя совместной работы с  родителями  одаренных детей, умение вовлекать их в активную совместную деятельность, налаживать связь с социумом. Такому педагогу необходимо  повышать квалификацию педагогического опыта для обеспечения реализации исследовательского компонента профессиональной деятельности педагогов по выявлению и поддержке талантливых детей. Только в этом случае мы не обнаружим несоответствия между требованиями государства и образовательным процессом в массовой начальной школе, между специфичностью развития одарённых детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.

Если организация работы по созданию индивидуальных условий для развития детей с личной активной познавательной потребностью в начальной школе будет организована должным образом, то она обязательно должна вывести ученика и учителя на новый высокий уровень самопознания.

Категория: Описание опыта работы | Добавил: Ural147
Просмотров: 941 | Загрузок: 32 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz