Участие младших
школьников в проектно –
исследовательской работе.
Т.И.Зайцева,
учитель начальных
классов, школа №10, г.Троицк
выступление на ШМО
У
меня уже большой опыт в работе с детьми. В течение многолетней учительской
деятельности я знакомилась с разными методами и формами обучения, которые периодически меняются и не стоят на месте. Новое время ставит перед
нами новые задачи, требует поиска новых решений. Многие годы я использовала в
своей практике нетрадиционные формы обучения, которые помогают раскрыть все
творчество учителя и ученика. Уроки, построенные в игровой форме, представляют
собой творческую лабораторию, где создан необычный по замыслу, по организации,
по логике режим работы.
Новое
время диктует свои требования. Сейчас пришло время использовать инновационные
технологии в образовательной области.
Меня заинтересовал метод проекта. Нельзя утверждать, что этот метод
новый, так о нем заговорили еще в конце XIX – в начале XX века.
Еще
в царской России вставал вопрос о
проблемном обучении (это был 1905 год). Но в 1937 году этот метод был
осужден как буржуазный и изъят из
обучения (в нем предусматривался индивидуализм, а тогда этого не должно было
быть).
Вспомнили
об этом методе в конце 90 – х годов.
Проектный
метод – совокупность учебных, познавательных приемов, которые позволяют
приобретать умения и навыки в процессе планирования и самостоятельного
выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией.
Почему
о нем вспомнили?
Задачи
этого метода актуальны:
1.
позволяют развивать исследовательские и творческие способности учащихся;
2. позволяют развивать познавательный интерес;
3.
позволяют формировать компоненты учебной деятельности:
-
цели,
-
планирование;
-
результаты
4.формируют
способность ориентироваться в информационном пространстве;
5.формируют
коммуникативные умения.
Интерес
к методу проектов у меня был давно, более того, я сейчас понимаю, что этот
метод давно стал одним из составляющих методов моей педагогической практике.
Просто традиционная педагогика не давала возможности расширить границы
урока, и многие учителя использовали
только элементы этого метода. Проводя
экскурсии на природе, заполняя дневники наблюдений за погодой, явлениями
природы мы учили наблюдать, исследовать, анализировать, делать выводы. А гербарии,
поделки из природного материала - это
результат, продукт работы. Метод проектов – это не новое изобретение, а
несколько переосмысленное, хорошо забытое старое.
Основы
исследовательской деятельности как неотъемлемая составляющая часть
образовательного процесса закладываются уже в первом классе. Как нельзя лучше
всего для этого подходят уроки окружающего мира. Урок – исследование позволяет
ставить серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи,
а детская тяга к «тайнам» превращает
учащихся в
«исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции.
Все
начинается с таких тем, как «Кто такие
птицы?», «Откуда берутся снег и дождь?» и др. Поиск ответов на эти вопросы
приводит учащихся к выдвижению гипотез, учит искать источники информации,
проводить опыты, анализировать полученные результаты, делать выводы. Роль
учителя на таких уроках сводится к тому, чтобы дети не чувствовали, что ими
руководят, они самостоятельно приходят к результату, а учитель им говорит: «Я рядом, иди вперед!».
|