Участие младших школьников в проектно – исследовательской работе.
Т.И.Зайцева,
учитель начальных классов, школа №10, г.Троицк
У меня уже большой опыт в
работе с детьми. В течение многолетней учительской деятельности я знакомилась с
разными методами и формами обучения, которые
периодически меняются и не стоят
на месте. Новое время ставит перед нами новые задачи, требует поиска новых
решений. Многие годы я использовала в своей практике нетрадиционные формы
обучения, которые помогают раскрыть все творчество учителя и ученика. Уроки,
построенные в игровой форме, представляют собой творческую лабораторию, где
создан необычный по замыслу, по организации, по логике режим работы.
Новое время диктует свои
требования. Сейчас пришло время использовать инновационные технологии в
образовательной области. Меня
заинтересовал метод проекта. Нельзя утверждать, что этот метод новый, так о нем
заговорили еще в конце XIX – в начале XX века.
Еще в царской России вставал вопрос о проблемном обучении
(это был 1905 год). Но в 1937 году этот метод был осужден как буржуазный и изъят из обучения (в нем
предусматривался индивидуализм, а тогда этого не должно было быть).
Вспомнили об этом методе
в конце 90 – х годов.
Проектный метод – совокупность
учебных, познавательных приемов, которые позволяют приобретать умения и навыки
в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических
заданий с обязательной презентацией.
Почему о нем вспомнили?
Задачи этого метода
актуальны:
1. позволяют развивать
исследовательские и творческие способности учащихся;
2. позволяют развивать познавательный интерес;
3. позволяют формировать
компоненты учебной деятельности:
- цели,
- планирование;
- результаты
4.формируют способность
ориентироваться в информационном пространстве;
5.формируют
коммуникативные умения.
Интерес к методу проектов
у меня был давно, более того, я сейчас понимаю, что этот метод давно стал одним
из составляющих методов моей педагогической практике. Просто традиционная
педагогика не давала возможности расширить границы урока, и многие учителя использовали только элементы этого метода. Проводя экскурсии на
природе, заполняя дневники наблюдений за погодой, явлениями природы мы учили
наблюдать, исследовать, анализировать, делать выводы. А гербарии, поделки из
природного материала - это результат,
продукт работы. Метод проектов – это не новое изобретение, а несколько
переосмысленное, хорошо забытое старое.
Основы исследовательской
деятельности как неотъемлемая составляющая часть образовательного процесса закладываются
уже в первом классе. Как нельзя лучше всего для этого подходят уроки
окружающего мира. Урок – исследование позволяет ставить серьезные
проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга к
«тайнам» превращает учащихся в
«исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции.
Все начинается с таких
тем, как «Кто такие птицы?», «Откуда
берутся снег и дождь?» и др. Поиск ответов на эти вопросы приводит учащихся к
выдвижению гипотез, учит искать источники информации, проводить опыты,
анализировать полученные результаты, делать выводы. Роль учителя на таких
уроках сводится к тому, чтобы дети не чувствовали, что ими руководят, они самостоятельно
приходят к результату, а учитель им
говорит: «Я рядом, иди вперед!».
Очень интересна и
результативна работа в группах. Работа в группах позволяет не бояться сделать
неверный вывод, создает условия для более широких контактов, закладывает основы
демократических начал в воспитании личности.
Проектно – исследовательская
деятельность присутствует уже во 2 классе. Начиная работу над проектом, взрослые не должны навязывать свою тему.
Возникает вопрос: как научить ребенка работать над проектом, особенно если речь
идет о целом классе? Как объяснить, что такое проект?
Я знаю точно, что я сама
должна быть очень заинтересованным человеком, чтобы дети тоже заинтересовались тем, что интересно мне.
А что может стать интересным для всего
класса? Я решила, что это могут быть
цветы, обыкновенные комнатные растения. Мне повезло, потому что я как раз
пришла работать в новую школу и, к сожалению, классная комната была очень
неуютная. Я поставила перед детьми проблемную ситуацию: что надо сделать, чтобы
наша классная комната стала уютной и красивой? Поступило много предложений, но
в одном наше мнение сошлось : необходимо развести комнатные растения, так как
именно они сделают наш класс уютным и красивым, а также будут насыщать воздух
кислородом.
|