Работа
с одаренными детьми и подготовка учащихся к предметной олимпиаде
Зайцева
Т.И.
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ№10»
"Дети – прирождённые
художники, учёные, изобретатели –
видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый
день они заново придумывают свою жизнь. Они любят
экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего
мира с удивлением и восторгом”. (П.Вайнцвайг)
1. Причины изучения одаренности.
В динамичном, быстро меняющемся мире, общество
значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или
коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.
Главная цель сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание
личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества,
готовой посильно участвовать в их решении.
Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие
искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной
ситуации.
Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику.
Развитие индивидуальных способностей для
проявления личности каждого ученика.
Не так давно считалось, что все дети равны и в
интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать,
сопереживать, решать сложные логические задачи.
Однако опыт современной школы показывает, что существуют
различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом,
чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением
классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в
поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют
самостоятельность, активны.
2. Характеристика одарённых детей.
Начнем с того, что определимся с самим понятием:
Одаренность — это системное,
развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность
достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или
нескольких видах деятельности.
Одарённость определяется опережающим познавательным
развитием, психосоциальной чувствительностью и физическими характеристиками.
Опережающее познавательное развитие:
- отличаясь широтой восприятия, одарённые дети остро
чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в
отношении того, как устроен тот или иной предмет. Им интересно, отчего мир
устроен так, а не иначе и что бы было, если бы внешние условия изменились. Они
способны следить за несколькими процессами одновременно, и склонны активно
исследовать всё окружающее.
- они обладают способностью воспринимать связи между
явлениями и предметами и делать выводы; им нравится создавать альтернативные
системы в своём воображении.
- отличная память в сочетании с ранним языковым развитием
и способностью к классификации помогают такому ребёнку накапливать большой
объём информации и интенсивно использовать её.
- одарённые дети обладают большим словарным запасом,
позволяющим им свободно и чётко излагать свои мысли. Ради удовольствия они
изобретают новые слова.
- наряду со способностью воспринимать смысловые
неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с
удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения
задачами одарённые дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
- некоторые одарённые дети обладают повышенными
математическими способностями в плане вычислений и логики, что может повлиять
на их прогресс в чтении.
- они отличаются продолжительным периодом концентрации
внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.
- характерная для одарённого ребёнка увлечённость
заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он
замахивается на то, что пока не по силам. Он нуждается в поддержке и помощи.
|