ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО –
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
МОУ «СОШ № 10»
« ТАЛАНТАМ НАДО
ПОМОГАТЬ»
ЗАЙЦЕВА Т.И.
Муниципальное
общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10»
Вопросы подготовки
самостоятельно творчески мыслящих людей рассматриваются на
протяжении многих десятилетий. Выдающиеся
педагоги и психологи (К.Д.Ушинский, А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский,
Я.А.Пономарев, О.К.Тихомиров, Н.Ф.Талызина и др.) разрабатывали и апробировали
в образовательных технологиях теории и методы
активизации самостоятельной и творческой деятельности учащихся.
Сегодня становится
очевидным, что обучение, построенное на деятельностном подходе, активно
развивает самостоятельность и творческий потенциал учащихся.
Для эффективной
организации такого обучения необходимо использование новых педагогических
технологий, позволяющих получать значимые
результаты в процессе обучения. Важная роль в решении этих задач
отводится использованию коммуникативных технологий.
Коммуникативный подход
предполагает создание особого пространства взаимодействия субъектов
деятельности, в котором каждый активно включается в коллективный поиск истины,
высказывает, аргументирует свои мысли.
Коммуникативные
технологии предполагают такую организацию учебного процесса, когда за счет
активного включения обучаемых в процесс поиска истины повышаются интенсивность
и эффективность учебного процесса.
К коммуникативным
технологиям относится проектная технология.
Метод проектов – это
способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы,
которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом.
В учебном процессе могут
использоваться различные типы проектов: исследовательские, творческие, игровые,
информационные, учебные.
В течение
многолетней учительской деятельности я знакомилась с разными методами и формами
обучения, которые периодически
меняются и не стоят на месте. Новое
время ставит перед нами новые задачи, требует поиска новых решений построения урочного
и внеурочного процесса так, чтобы он
представлял собой творческую лабораторию, где создан необычный по замыслу, по
организации, по логике режим работы. Такую
творческую лабораторию позволяет создать метод проектов. Нельзя утверждать, что этот метод новый, так
о нем заговорили еще в конце XIX
– в начале XX века.
Еще в
царской России вставал вопрос о
проблемном обучении (это был 1905 год). Но в 1937 году этот метод был
осужден как буржуазный и изъят из
обучения (в нем предусматривался индивидуализм, а тогда этого не должно было
быть).
Вспомнили
об этом методе в конце 90 – х годов.
Проектный
метод – совокупность учебных, познавательных приемов, которые позволяют
приобретать умения и навыки в процессе планирования и самостоятельного
выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией.
|