Этапы диагностики детей с активной
познавательной потребностью
Метод
диагностики
|
Источник
информации
|
Вид информации
|
1.
Номинация (называние)
|
Учителя,
воспитатели, психологи и др.
|
Имена
кандидатов в одарённые
|
2.
Выявление проявлений одарённости в поведении и разных видах деятельности
учащегося, особенностей познавательного стиля, интересов, мотивации
|
Учителя,
воспитатели, психологи и др.
|
Данные
наблюдений, рейтинговые шкалы, оценка признаков по специальным спискам,
ответы на анкеты и т.п.
|
3. Изучение
условий и истории развития учащегося в семье, начиная с раннего детства, его
интересов, увлечений
|
Родители
и другие члены семьи (информацию собирает школьный психолог или специально
подготовленный учитель)
|
Сведения
о составе семьи, её образовательном уровне, ценностях, а также о необычных
способностях, интересах, занятиях ребёнка, о его раннем развитии (с помощью
опросников, бланков-перечней, интервью)
|
4. Оценка
учащегося его сверстниками
|
Одноклассники,
друзья, члены кружка (информацию собирает школьный психолог или специально
подготовленный учитель)
|
Сведения
о способностях, не проявляющихся в успеваемости и достижениях, о внешкольных
интересах и творческих возможностях
|
5.
Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов и др. (с помощью опросников,
перечней, самоотчётов, интервью, собеседования)
|
Сами
учащиеся (информацию собирает школьный психолог или специально подготовленный
учитель)
|
Сведения
об интересах, увлечениях, особенностях мотивации личности, проблемах общения
и обучения
|
6.
Оценка работ (экзаменационных в том числе), достижений, школьной успеваемости
|
Учителя,
эксперты, специалисты в соответствующих областях, психологи
|
Оценка
продуктов деятельности учащихся (количественная и/или качественная)
|
7.
Психологическое тестирование (применение психометрических тестов)
|
Квалифицированные
психодиагносты (в том числе обученные диагностике школьные психологи)
|
Тестовые
показатели интеллектуального, творческого и личностного развития учащегося
|
Таким образом, выявление
одаренных детей происходит путем:
1.
Экспертного оценивания ребенка,
которое включает в себя оценки педагогических работников (воспитатели, учителя,
психологи), родителей, взаимооценку сверстниками, а также самооценку.
2.
Анализа достижений ребенка, его
школьной успеваемости, участия в конкурсах и олимпиадах.
3.
Психологического тестирования,
проводимого с помощью психологических тестов.
|