АНКЕТА
«КАК РАСПОЗНАТЬ ОДАРЕННОСТЬ»
Л.Г.
КУЗНЕЦОВА, Л.П. СВЕРЧ
Цель: выявить область
одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.
Ход работы: данная
анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем
ученика и самим учеником (начиная со
средней ступени обучения). За каждое совпадение с утверждением ставится один
балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент
выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на
ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.
Спортивный талант,
Если…
·
он энергичен и все время хочет двигаться
·
он почти всегда берет верх в потасовках или
выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
·
не известно, когда он успел научиться ловко
управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
·
лучше многих других сверстников физически развит
и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
·
предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры,
соревнования, беготню;
·
кажется, что он всерьез никогда не устает;
·
неважно,
интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть
свой герой-спортсмен, которому он подражает.
Технические способности,
Если…
·
ребенок интересуется самыми разнообразными
механизмами и машинами;
·
любит конструировать модели, приборы,
радиоаппаратуру;
·
сам «докапывается» до причин неисправностей и
капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки;
·
может
починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для
создания новых игрушек;
·
любит и
умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;
·
интересуется специальной технической
литературой.
Литературное дарование,
Если…
·
рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться
выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
·
любит фантазировать на тему действительного
события, причем придает событию что-то новое и необычное;
·
выбирает в своих устных или письменных рассказах
такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев
сюжета;
·
изображает персонажи своих фантазий живыми и
интересными;
·
любит,
уединившись, писать рассказы, стихи, не боиться начать писать роман о
собственной жизни.
Музыкальный талант,
Если…
·
ребенок любит музыку и музыкальные записи,
всегда стремиться туда, где можно послушать музыку;
·
очень быстро и легко отзывается на ритм и
мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
·
если поет или играет на музыкальном инструменте,
вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;
·
сочиняет свои собственные мелодии;
·
научился или учиться играть на каком-либо
музыкальном инструменте.
Художественные
способности вашего ребенка могут проявиться,
Если ребенок…
·
не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для
того, чтобы выразить свои чувства или настроение;
·
в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей,
животных, ситуации;
·
серьезно относиться к произведениям искусства;
·
когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует
материалы и краски;
·
стремиться создать какое-либо произведение, имеющее очевидное
прикладное значение-украшение для дома, одежды;
·
не робеет высказывая собственное мнение даже о классических
произведениях
Способности к научной работе,
Если ребенок…
·
обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий,
к обобщениям;
·
умеет четко выразить словами
чужую и собственную мысль или наблюдение;
·
любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги;
·
часто пытается найти собственное
объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
·
с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем,
конструкции
·
не унывает и ненадолго остывает
к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.
Артистический талант,
Если ребенок…
·
часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой,
жестами и движениями;
·
стремиться вызвать эмоциональные реакции у других,
·
меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку,
о котором рассказывает;
·
с большим желанием выступает пере аудиторией;
·
с удивляющей вас легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы,
выражения;
·
пластичен и открыт всему;
·
любит и понимает значение красивой и характерной одежды.
Незаурядный интеллект,
Если ребенок…
·
хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает
причины поступков людей;
·
обладает хорошей памятью;
·
легко и быстро схватывает новый школьный материал;
·
задает очень много продуманных вопросов;
·
любит читать книги, причем по своей собственной программе;
·
обгоняет сверстников по учебе,
·
гораздо лучше и шире информирован, чем сверстников;
·
обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;
·
очень восприимчив и наблюдателен.
Обработка результатов:
За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл
и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле:
(Кс) =
(Б:У) * 100%,
где Б –
балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно;
У – общее
количество утверждений по каждой шкале отдельно.
Постройте график выраженности тех или иных способностей.
Методика оценки общей одаренности
Общая
характеристика. Методика разработана автором и адресована родителям (может
также применяться педагогами). Ее задача - оценка общей одаренности ребенка его
родителями.
Методика должна рассматриваться как дополнительная к
комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).
Инструкция
Вам предлагается оценить уровень сформированности
девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.
Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку
по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо,
четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;
4 - свойство заметно выражено, но проявляется
непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;
3 - оцениваемое и противоположное свойства личности
выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности
уравновешивают друг друга;
2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство
личности, противоположное оцениваемому;
1 - четко выражено и часто проявляется свойство
личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех
видах деятельности;
0 - сведений для оценки данного качества нет (не
имею).
Любознательность
(познавательная потребность).
Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью.
Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию
нового, неизвестного.
Проявляется в поиске новой информации, новых знаний,
в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской
активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов,
растений, поведение людей, животных и др.).
Сверхчувствительность к
проблемам. «Познание
начинается с удивления тому, что обыденно» (Платон). Способность видеть
проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика
творчески мыслящего человека. Она проявляется в способности выявлять проблемы,
задавать вопросы.
Способность к
прогнозированию - способность
представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена,
предсказать возможные последствия действия до его осуществления.
Выявляется не только при решении учебных задач, но и
распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от
прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных
событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.
Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий
развития умственных способностей ребенка.
Проявляется не только в большом количестве
используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) строить сложные
синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании
новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых
событий.
Способность к оценке - прежде всего результат критического мышления.
Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и
действий других людей.
Проявляется в способности объективно характеризовать
решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.
Изобретательность - способность находить оригинальные, неожиданные
решения в поведении и различных видах деятельности.
Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых
разных видах деятельности.
Способность рассуждать и
мыслить логически -
способность к анализу, синтезу, классификации явлений и событий, процессов,
умение стройно излагать свои мысли.
Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать
собственные суждения.
|